Rambler's Top100
Бесплатные сервисы онлайн
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос
Курсы валют ЦБ РФ на 21.03.2020
USD78,0443-2,1127
EUR84,1552-3,1117
E/U1,0783-0,0104
БВК80,7942-2,5623
Все валюты
Конвертор валют

Вверх / Документы /

Российские финансисты по-своему понимают резервирование

Обеспечение непрерывности и восстановления деятельности — одна из важнейших задач выживаемости бизнеса. Российские финансовые организации решают ее по правилам, отличным от зарубежных.

Время от времени все мы сталкиваемся с тем, что так необходимый в данный конкретный момент банкомат не работает, отделение банка почему-то закрыто. Да мало ли каких-то незначительных, но очень несвоевременных и досадных проблем возникает даже на простом «бытовом» уровне при взаимодействии с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми организациями. А если проблемы затронут корпоративный сегмент, где простои в финансовом обслуживании считаются просто неприемлемыми? Частота таких происшествий и их серьезность напрямую зависят от понимания финансовыми организациями необходимости технического обеспечения, в первую очередь за счет информационных технологий своих бизнес-процессов. Именно этот вопрос решили изучить компании Linxdatacenter и KPMG в рамках исследования на тему «Готов ли финансовый сектор России резервировать свой бизнес».

Стоит отметить, что банки и страховые компании, естественно, уделяют должное внимание вопросам обеспечения непрерывности и восстановления деятельности (ОНиВД). То одна, то другая организация сообщает о создании резервного центра обработки данных или о модернизации системы хранения данных (СХД). Однако, как отмечают Linxdatacenter и KPMG, аналитической информации по тематике ОНиВД на российском рынке до настоящего момента представлено не было. Поэтому компании и решили провести названное исследование.

Летом текущего года они опросили игроков российского финансового рынка, в подавляющем большинстве (80%) — представителей зарубежных и российских банков. Остальные опрошенные — брокеры, сотрудники страховых, фондовых и управляющих компаний. Причем около 70% организаций, попавших в исследование, относятся к крупному бизнесу и имеют ежегодный оборот от 3 до 15 млрд рублей.

В самом исследовании было выделено три основных направления: «необходимость и актуальность ОНиВД», «стратегия ОНиВД» и «реализация ОНиВД». При этом отмечается, что сегодня бизнес во многом зависит от эффективности IT-инфраструктуры, а непрерывность работы бизнес-приложений и онлайн-доступность стали «атрибутами», обеспечивающими жизнеспособность компаний. Соответственно вопросы ОНиВД сфокусированы главным образом в области информационных технологий, которые названы основным драйвером развития систем обеспечения непрерывности бизнеса.

По данным исследователей, около 50% опрошенных компаний в качестве стратегической цели ОНиВД установили восстановление бизнес-процессов. В то же время только 13% респондентов ограничили задачи ОНиВД восстановлением IT-сервисов. Самому же обеспечению непрерывности и восстановления деятельности уделяется повышенное внимание. Правда, преимущественно в зарубежных финансовых организациях. Так, 75% иностранных компаний имеют высокий уровень поддержки систем ОНиВД со стороны топ-менеджмента, специально выделенный бюджет и ответственного за данные вопросы члена правления. В российских финансовых структурах подобный подход встречается значительно реже — этим смогли похвастаться только 23% опрошенных. При этом Linxdatacenter и KPMG отметили, что в зарубежных компаниях ОНиВД не подчиняется IT и в большинстве случаев находится в ведении генеральных директоров и руководителей подразделений по риск-менеджменту. Соответственно российские организации включают вопросы ОНиВД в ведение IT-директоров.

В соответствии с этим в российских компаниях и стратегия развития системы обеспечения непрерывности строится как составляющая IT-стратегии, а в большинстве иностранных компаний ОНиВД-стратегия представляет собой специально разработанный, ежегодно обновляемый и подписываемый руководством документ. Поэтому, считают исследователи, текущая ОНиВД-деятельность в российских компаниях соответствует принятой стратегии в гораздо меньшей степени, чем в иностранных.

Также респонденты назвали причины наиболее частых рисков, вызывавших сбои в работе компаний. В их число вошли отключение электроэнергии, сбой работы IT-оборудования, телекоммуникационных систем, а также человеческий фактор и сбои при обновлении IT-систем.

Что касается собственно обеспечения непрерывности и восстановления деятельности, то у многих участников исследования еще есть, к чему стремиться и над чем работать. Дело в том, что сегодня собственный резервный центр имеют только 25% компаний-респондентов. Из них немногим менее половины — 45% — имеют годовой оборот в 3–5 млрд рублей и еще около 37% — более 15 млрд рублей. Такую ситуацию исследователи объясняют тем, что для крупного бизнеса фактор риска и величина возможных потерь гораздо выше. Поэтому возрастает значимость резервной инфраструктуры. Хотя в отношении фактора надежности резервной инфраструктуры при выборе стороннего ЦОД компании пока в первую очередь ориентируются на стоимость услуг и только потом смотрят на наличие опыта и уровень надежности внешнего ЦОД. При этом большинство опрошенных финансовых организаций в ближайшее время планируют использовать коммерческий дата-центр в целях резервирования (42%).

Кстати, крупные российские финансовые организации в значительной степени уже решили для себя вопросы ОНиВД. По крайнем мере, такой вывод можно сделать сказанного руководителем дирекции сопровождения инфраструктуры IT Альфа-банка Владимира Дергачева. По его словам, план ОНиВД является обязательным документом для банков в соответствии с Указанием ЦБР от 5 марта 2009 года. «Этот же план ОНиВД в англоязычном варианте известен как Business Continuity Plan или BCP, — рассказал BFM.ru Дергачев. — Замечу, что в Альфа-Банке работа по построению процессов ОНиВД началась задолго до появления названного указания ЦБР. Необходимость начала разработки BCP и DRP была продиктована статусом банка, его репутацией, необходимостью сохранения инвестиций акционеров и просто здравым смыслом. В частности, в 2007 году в банке был реализован проект построения отказоустойчивой инфраструктуры IT-систем на базе двух симметричных вычислительных центров, основного и резервного. При этом в рамках проекта были проанализированы основные бизнес-процессы банка, проведена их классификация, построены отказоустойчивые территориально-распределенные конфигурации IT-систем, обеспечивающих функционирование основных бизнес-процессов банка. Одновременно с этим анализировались возможные и наиболее вероятные риски, не связанные с IT, с целью их минимизации или предотвращения в рамках построения процесса обеспечения непрерывности деятельности всего банка».

При этом в Альфа-банке вопросы ОНиВД курирует один из членов правления банка, назначенный ответственным за разработку и поддержание плана в актуальном состоянии. В то же время руководители подразделений банка несут ответственность за реализацию профильных разделов этого плана.

Если говорить об IT-рисках, реализация которых приводит к сбоям в IT-системах, то наибольшее количество таких неприятностей происходит по следующим причинам: различного характера и масштаба сбои в системах электроснабжения и других инженерных системах как городских, так и внутрикорпоративных, аварии в телекоммуникационных сетях и у интернет-провайдеров, ошибки в организации процессов разработки и внедрения прикладного ПО, ошибки в организации процессов сопровождения IT-систем, сбои в работе системного программного и аппаратного обеспечения, природные катастрофы.

Источник: БФМ.ру

онлайн игровые слоты