Rambler's Top100
Бесплатные сервисы онлайн
Ваше мнение
Какое состояние сейчас в большей степени характерно для малого бизнеса?
 Рост
 Стабильность
 Снижение
 Уход в тень
 Закрытие
Предложите опрос
Курсы валют ЦБ РФ на 16.10.2018
USD65,7508-0,2243
EUR76,0540-0,4507
E/U1,1567-0,0029
БВК70,3872-0,3262
Все валюты
Конвертор валют
Продажа бизнеса
Ищем покупателя

Вы решили продать свой бизнес. Ваша задача заключается в том, чтобы эффективно его продать, затратив при этом наименьшее количество времени, и выручив наибольшую сумму. Под действующим бизнесом при этом понимается юридически и организационно оформленный способ ведения предпринимательской деятельности, допускающий отчуждение (то есть не связанный по своей природе с личностью владельца), обладающий стоимостью и ликвидностью и включающий в себя необходимый набор компонентов, к которым относятся:

- материальные активы (собственные или арендованные оборудование и недвижимость, материалы, денежные средства и прочее);

- нематериальные активы (фирменное наименование, торговая марка, лицензии, патенты, авторские и иные смежные права, ноу-хау, технологии ведения бизнеса);

- продукты (услуги), востребованные рынком, занятый на рынке сегмент, сформировавшийся круг лояльных клиентов;

- квалифицированный персонал, должным образом управляемый, мотивируемый и способный к совместной деятельности (команда);

- сформировавшийся и оформленный устойчивый комплекс отношений с иными хозяйствующими субъектами (поставщиками, подрядчиками, контрагентами по кооперации, дилерами и представителями).

Для большинства развитых стран продажа и покупка бизнеса стали обычным явлением в последнее время. Только в Германии за прошедший год было продано 40 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. В США ежегодно меняют собственников более 2 млн. компаний, что составляет около 20% от их общего числа. Подавляющее большинство из них - не банкроты, а вполне рентабельные фирмы.

В России рынок готового бизнеса стал развиваться недавно. В настоящий момент эта сфера плохо отрегулирована, нет прозрачных и понятных механизмов, а хлопот не меньше, чем, если начинать собственное дело с нуля. По мнению экспертов, большинство сделок по купле-продаже заключаются ситуативно.

Поначалу продажей бизнеса занимались риэлторы, интересующиеся, главным образом, предприятиями, имеющими производственные площади в собственности. Причем оценивались такие компании, в первую очередь, как недвижимость, что заведомо ниже цены действующего и приносящего прибыль бизнеса, включающего в себя нематериальный актив.

Продавец бизнеса Олег С. в 1992 году ушел в "свободное плавание по волнам бизнеса " из московского НИИ, где он до 43 лет проработал инженером. Долго думал и, наконец, решил заняться хлебопечением. Как он привлекал кредитные средства, как через торгпредства связывался с иностранными производителями и поставщиками оборудования, как ждал и получал груз на таможне - об этом умолчим, это отдельная история. Наконец запустил Олег свою собственную пекарню. Конечно же, не в центре Москвы, но и не на отшибе. Оформил аренду земельного участка, возвел легкую конструкцию - симпатичный домик с трубой. За горячими батонами выстроились очереди. Так постепенно все и наладилось: прочная производственная цепочка поставщиков, стабильный сбыт и толковый коллектив (в пекарне на германском оборудовании работают 30 человек). Доход пусть небольшой, но стабильный. Ежедневно выпекается около 3 тонн хлеба, что приносит 4500 долларов прибыли в месяц. Прошло восемь лет, и за годы напряженной работы, полные всевозможных проблем и стрессов, у Олега - владельца и одновременно менеджера этого предприятия - накопилась большая, как говорят физиологи, кумулятивная усталость. "Поверите - замучился тянуть эту лямку, - так он объяснял свое желание продать пекарню. - Хочу освободиться, отдохнуть и, возможно, попробовать что-нибудь другое". И стал продавать, но уже не хлеб, а свой бизнес. Но кому продать? Сначала предлагал знакомым бизнесменам, обзвонил директоров хлебозаводов. Для первых 300 тыс. долларов - дорого, вторые не хотят связываться с "мелкими" проблемами. Олег давал объявления о продаже в газетах, в разделе "недвижимость". Результат - несколько раз звонили риэлторы, встречались, но ничего путного не вышло, поскольку они рассматривали действующую пекарню как объект недвижимости. Увы, реального покупателя при таком подходе так и не нашлось. Точнее сказать, не находилось, пока за дело не взялись специалисты. Как и в начале, при создании бизнеса, так и сейчас Олег во многом полагался на удачу. И она не подвела. Сын Олега, зная о проблемах отца, как-то вечером, сидя за компьютером, нашел в Интернете сайт консалтинговой фирмы, занимающейся продажей готовых предприятий. Олег обратился в эту компанию, и за дело взялась рабочая группа: менеджер проекта во главе, маркетолог исследует рынок, оценщик определяет действительную рыночную стоимость бизнеса. Чтобы покупателю стало совершенно ясно, что именно продается и почему столько стоит, собранные и проанализированные консультантами данные были доходчиво изложены в итоговом документе - инвестиционном меморандуме. В нем наряду с другими разделами важное место занимали результаты кадрового консалтинга. Олег вспоминает: "Должен признаться, прочитав меморандум, я по-новому увидел и свой бизнес, и себя в нем, да и с ценой все встало на место. Я понял, почему мне не удавалось продать мою пекарню: продавать можно хоть за миллион, но вот продать получится лишь показав покупателю товар лицом и назвав обоснованную стоимость". Реальной ценой покупки оказалась окончательная сумма в 230 тыс. долларов. Ведь все купленные когда-то расстоечные шкафы, делители и печи, хотя и в рабочем состоянии, пусть и германского производства, сегодня стоят уже совсем не тех денег, что раньше, а ежемесячный доход предприятия невысок. Как считают эксперты, главное для покупателя - это возможность гарантированно вернуть, хотя бы за полтора года, большую часть средств, вложенных в покупку бизнеса. Лишь тогда появляется вероятность проведения успешной сделки. Именно так и вышло. Четко описав рынок, бизнес, определив его стоимость, проанализировав юридические аспекты и проведя аудит, консультантам удалось привлечь покупателя. Им оказался молодой, энергичный предприниматель из Ставропольского края, которого вполне устроил стабильный, имеющий тенденции к устойчивому росту бизнес в столице. Олег так оценивает результат завершившейся сделки: "Конечно, я заплатил по договору за работу консультантов около 20 тыс. долларов, но нисколько об этом не жалею. Честно говоря, я даже считаю, что выиграл - сам бы я еще до сих пор продавал свою пекарню".

Начиная с 2000 года, в России стали появляться компании, основным направлением деятельности которых стало комплексное сопровождение сделок по отчуждению прав собственности на действующие предприятия малого и среднего бизнеса. Такими компаниями являются ООО «Магазин готового бизнеса», ООО «Бизнесмаркет», ООО «Бизнес Магазин», ЗАО «Финансы и кредит» и др.

Конечно, владелец может сам продать бизнес, но может и воспользоваться услугами профессиональных посредников-консультантов, так называемых бизнес-брокеров. Бизнес-брокеры держат портфель потенциальных покупателей - людей, готовых приобрести успешно работающий бизнес. Подобно агентам по недвижимости, брокеры – это специалисты, “сводящие” продавца и покупателя, и оказывающие помощь в заключение сделки. Они также могут оказать помощь в поисках финансирования.

Бизнес-брокеры работают на основе комиссионного вознаграждения, следовательно - в их интересах назначить самую высокую цену. Этот фактор также работает в Вашу пользу. Однако брокеры, желающие осуществить быструю продажу, могут недооценить Ваш бизнес. Прежде чем заключить договор с брокером - обязательно потребуйте отзывы и рекомендации его предыдущих клиентов, и обязательно свяжитесь с этими людьми.

Если Ваш бизнес прочно занимает на рынке нишу, которая могла бы быть занята Вашими конкурентами - конкуренты могут быть заинтересованы в том, чтобы приобрести Ваш бизнес. В особенности их будет интересовать список Ваших активных и потенциальных клиентов, который они впоследствии смогут использовать. Чтобы интересы Вашего бизнеса были защищены, и чтобы бизнес не утратил ценности - потенциальные покупатели должны быть оповещены третьими лицами - такими как адвокат, бухгалтер, или посредник. Только после того, как потенциальный покупатель проявил серьезный интерес к осуществлению сделки - название компании может быть рассекречено.

Клиент, который покупает у Вас товар и затем перепродает его – Ваш потенциальный покупатель. Покупка Вашей компании может предоставить этому клиенту новые деловые возможности в той области рынка, которую он уже хорошо знает и понимает. Однако, если у Вас есть множество клиентов, которые находятся друг с другом в отношении конкуренции - необходимо проявить чрезвычайную осторожность, обращаясь к одному из них. Как и в предыдущем случае, рассмотрите возможность использования услуг третьего лица.

Ваши поставщики – хорошие потенциальные покупатели - по той же причине, что и клиенты. Приобретение Вашего бизнеса означает для них расширение влияния в известной им области рынка, при низком финансовом риске. В особенности – если Вы были их клиентом или покупателем, долго с ними сотрудничали, и приносили этой компании прибыль.

Некоторые из наилучших покупателей, возможно, находятся непосредственно в Вашем офисе - партнеры и сотрудники. Если Вы управляли бизнесом совместно с другими, эти люди - возможные кандидаты в отношении приобретения Вашего бизнеса. Особенно в отношении малого бизнеса: у Вас могут быть сотрудники, которые работали с Вами в течение долгого времени, и изучили бизнес вдоль и поперек. Они могут стать идеальными покупателями. Возможно, они не смогут купить Ваш бизнес немедленно, но они с наибольшей вероятностью добьются успеха в управлении бизнесом, поскольку хорошо его знают. Подобная продажа также доставит наименьшие неудобства клиентам и покупателям. Они, возможно, и не узнают о том, что владелец бизнеса поменялся. Возможно, Вам захочется продолжать участвовать в работе бизнеса в роли консультанта.

Преимущества самостоятельной продажи очевидны: нет дополнительных расходов. Однако полученная в итоге сумма может быть, как это ни странно, даже меньше, чем в случае продажи через посредников. Еще один негативный момент заключается в том, что поиски покупателя могут затянуться на долгое время, что негативно скажется на работе предприятия в целом.

Взять кредит под залог дома в компании Центр Финансового Сервиса. . светодиодный светильник накладной ip44 700-1000лм 8-12вт круглый